Путешествие в страну Русию с Красной шапочкой
I.Вступление - объявление темы урока
Ребята !
Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие. Мы
побываем в сказке, познакомимся с очень грамотной Красной Шапочкой, которая
расскажет нам о парных согласных.
II. Чистописание
А чтобы всем нам оказаться в сказочной стране -
нужно очень красиво и без ошибок написать эти строчки:
СС с ссс ссс
сказка сказочка
сказочник
Сказка - мед, так и
течет.
Как называются эти слова?
Что у них общего, что объединяет их? А как понять
эту поговорку?
(Сказка как мед - сладкая , любимая, так и
течет, как речка.)
Запишем, отмечая и проверяя орфограммы.
Дети записывают элементы чистописания и
предложение.
III. Словарная работа
Все справились? Молодцы!
Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы и в
сказке.
На магнитную доску прикрепляется фигурка Красной
Шапочки.
Жила-была девочка. Умная, способная и
любознательная. Все звали ее Красной Шапочкой. Раз решила Красная Шапочка
навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса.
Идет девочка по лесу, цветочки собирает, со
зверюшками лесными знакомится.
Словарь:
Давайте познакомимся с ними тоже.
Читаем хором.
Запишем в тетрадь, ударение проставим,
безударные гласные отметим.
Вспомним словарные слова, и дальше в путь!
IV. Повторение. Имена собственные.
Но
свернула с тропинки Красная Шапочка и заблудилась. А на полянке указатель
стоит! Чтобы понять куда идти девочке, давайте запишем эти словосочетания.
Запишем и прокомментируем. (Назовем имена существительные, нарицательные и
собственные.)
Вспомним
и повторим правило о том, что имена собственные пишутся с большой буквы.
Записали, подчеркнули заглавную букву в именах
собственных. Отлично!
Теперь-то Красная Шапочка знает дорогу, да и
домик уже виден...
Но что это? (Упала одна из стрелок указателя, на
обратной стороне – «злой Волк».)
Это проделки злого Волка! Что же будет?
V. Основная часть урока
Рядом с Красной Шапочкой на магнитную доску
прикрепляется фигура выглядывающего из-под одеяла волка в кружевном чепце.
Зашла девочка в дом, а на постели «бабушка»
лежит (подозрительная какая-то!)
«Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка,
почему у меня такие большие глаза, уши, зубы?»- говорит басом.
А девочка ей в ответ: «Ш-ш-ш...»
Рядом с Красной Шапочкой и волком на магнитную
доску прикрепляется фигурка пчелы.
А пчела мимо летит: «Ж-ж-ж...»
Чем-то похожи эти звуки!
Да это же парные согласные: их 6 пар они
близняшки, (но один из них звонкий, а другой глухой). Живут они в этом домике.
Открывается доска. На доске аппликация:
В окошках домика - парные согласные -
буквы-человечки.
Ниже таблица:
б
|
в
|
г
|
д
|
ж
|
з
|
|
п
|
ф
|
к
|
т
|
ш
|
с
|
глухие : из шума.
|
От
удивления у Волка-бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка
увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась и мы тоже, и
давайте запишем слова:
глаз (глаза)
|
нос (носы)
|
зуб (зубы)
|
лоб(лбы)
|
А рядом запишем проверочные слова. Подчеркните
согласный и рядом гласный в проверочных словах.
В
этой позиции парный согласный слышится четко!
А почему? Правильно - рядом с ним гласный звук!
Немного отдохнем - зарядка!
VI. Физкультминутка
Мы
в сказку к Красной Шапочке
|
|
Собрались
в дальний путь.
|
|
Летели,
плыли, ехали -
|
|
Пора
и отдохнуть!
|
|
А в сказке той увидим мы
|
|
И прудик и цветы.
|
|
Про парные согласные
|
|
Узнаем я и ты.
|
|
Нам
в этой сказке встретятся
|
|
Сорока,
заяц, еж...
|
|
Дорогу
к милой бабушке
|
|
Для
внучки ты найдешь.
|
|
Все любят сказки добрые -
|
|
Довольна детвора!
|
|
Скорее всем за дело,
|
|
Вновь в сказку нам пора!
|
|
Сели
на места, ровно, спинки прямые.
VII. Закрепление
Красная
Шапочка загадала волку-бабушке загадку:
На зеленой ножке
|
|
Выросли сережки.
|
|
|
|
Что
это? Правильно.
Давайте запишем загадку и отгадку. А какие
согласные здесь спрятаны? Парные.
ножка
|
слышим
[ ш ], а пишем [ ж ]
|
сережка
|
|
Вот какие опасные согласные, сколько с ними
хлопот. Им нельзя доверять - надо их проверять! Ноженьки, сережечки.
Красная Шапочка говорит: «У домика парных
согласных пруд.» А волк ей в ответ: «Да,
прут, тоненький такой, березовый! Как шлепнешь им ....»
- «Да нет, же нет! Чистый, голубой, прозрачный
пруд!»
- «Ничего не понимаю!» - сказал Волк.
А ты запиши вместе с нами:
пруд
прут
На
тропе валялся прут.
Вот пруды, а это прутик,
И не путайте их люди!
Как же проверить нам их? Изменить слово!
Подобрать родственное! И чтобы с парным согласным оказался гласный.
Вот так:
Запишите
рядом проверочные слова из стихотворения. Вот так:
«До чего же опасные эти парные согласные!» -
волк почесал в раздумии в затылке и чепчик свалился.
Красная Шапочка совсем не испугалась, а
задумчивый волк даже этого не заметил, он думал о парных согласных: «Вот растет
гриб. Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:
В чаще под березкой рос гриб.»
Помогите волку, ребята. Прокомментируем
предложение, найдем все орфограммы.
А волк сомневается: «Гриб, гриб... А может
грипп, кашель, насморк.»
«Нет, гриб. Докажи.»
Гриб - грибы, грибок.
Это волк изменил слово так, что рядом с парным
согласным стоит гласный.
И согласный - не опасный!
«Я понял, понял,»- закричал Волк.
А вы, ребята? Сейчас проверим.
В лесу у прудика гуляли: еж, уж. В гнезде сидели
чиж, стриж. А в норе - мышь. А у воды
рос камыш. Запишем:
камыш
-камыши
|
стриж
-стрижи
|
еж
- ежи
|
чиж
- чижи
|
уж
- ужи
|
мышь
- мыши
|
Проверяйте!
Рядом напишем проверочные слова.
VIII. Проверка знаний. Подведение итогов
Запомнили? Молодцы!
Волк тоже запомнил и рассказ сочинил: Запишем,
ребята, рассказ Волка.
Ученики получают раздаточный материал. Текст с
пропущенными парными согласными и стихотворение:
Солнечная пого_ка.
Мы плывем
на ло_ке к
зеленому остро_ку. Под бере_ками и
ду_ками прячутся гри_ки.
Сла_кие яго_ки манят
нас. Скорее на бере_!
А
еще Волк стихотворение сочинил:
Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечетко слышится -
Буква какая пишется?
Но поставим рядом
гласный -
И согласный неопасный.
Это стихотворение Волк вам дарит на память ,
чтобы правило о парных согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.
|