Суббота, 12.07.2025, 04:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Наш веселый, дружный класс

Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Приемы запоминания и усвоения информации

Приемы запоминания и усвоения информации


ОТ СКАЗОЧНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ ИДЕИ

Задумывались ли вы когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?

Как часто вы замечали, объясняя вашему Коле (Пете, Саше, Кате, Маше) задание по математике, что траектория знаний, которые вы хотели вложить в его голову, описывается очень простым уравнением: "в одно ухо влетело - в другое вылетело"! И ведь слушал он вроде бы внимательно! И понял как будто все! А через пять минут -  ничегошеньки не помнит.

Как бы нам придумать такой крючок, такую зацепку, чтобы знания, попадая в голову Коли (Лены, Наташи), задерживались там на долгое время? Может быть, все дело в том, что память у наших ребят - яркая, эмоциональная, и запоминать факты, с эмоциями не связанные, они пока просто не умеют? Со временем, конечно, научатся. А пока давайте им поможем - создадим ассоциативно-эмоциональную "зацепку", чтобы удержать внимание ребят на нужном материале и облегчить запоминание.

Давайте математические термины и правила оживим, "одушевим", нарисуем, отправим на поиски приключений, завяжем на ниточке веселого стиха "узелки на память" - тогда математика станет для ребенка понятней и ближе. Тогда и запоминаться все это будет не хуже мультиков! 

 Если нам нужно просто ввести новые понятия, новые термины, то достаточно одушевить эти понятия, превратить их в зримые персонажи сказки или стихотворения и обыграть их  свойства, связав их с интересными или просто забавными приключениями. Например, вот как рассказано в книге "Считайте в рифму" о знаках сравнения.

Жили на свете два друга когда-то.
Запоминайте скорее, ребята:
"Больше"и "Меньше" друзей этих звали,
Сравнивать числа они помогали.

Больше, конечно же, был великан,
Меньше нырять ухитрялся в стакан!
Вместе с друзьями жил пёсик давно -
Длинный, похожий на таксу, Равно.

Друзей различить - это сущий пустяк,
И всё-таки каждый имеет свой знак:
Он на груди у них выведен броско,
У таксы - на спинке: две чёрных полоски.

* * *

Друзья увидали однажды качели,
На этих качелях ребята сидели.
"Слева их больше!" - сказал великан,
Меньше кивнул головою слегка.

Двое ребят убежали с качелей,
Слева качели - кверху взлетели.
Меньше сказал: "Слева меньше их стало!"
Больше кивнул, улыбнувшись устало.

Еще один мальчик вскочил на качели -
Качели, конечно, слегка заскрипели.
Теперь они так повернуться смогли,
Что оба конца не касались земли.

"Мальчишек здесь пор-р-ровну!" - тявкнул Равно,
И, право, ему возразить мудрено!

* * *

Ребята, скажите, как можно узнать,
Какой между числами знак написать?
Нет-нет, не смотрите, друзья, в потолок!
У знаков есть острый такой уголок:

Укажет, где меньшее будет число, -
Такое, друзья, у него ремесло.
"А если, - вы спросите, - числа равны?"
Тогда уж раздумья совсем не нужны!

Две чёрточки ровных одна над другой -
И пёсик Равно подружился с тобой!

Вы скажете: а не жалко ли тратить время на изучение в виде довольно длинного стихотворения того материала, который уже очень кратко и ёмко изложен в учебнике или на уроке. А знаете, не жалко! Это, как ни странно, окупается. Ведь изучать (а тем более заучивать!) это стихотворение не нужно, его достаточно просто прочесть и нужная информация незаметно сама отложится в памяти. Разумеется, не стоит сразу пытаться извлечь после этого из памяти ребенка четкую формулировку, приведенную в учебнике. Но мы получаем нечто большее: осмысленное запоминание свойств математических объектов, ведь свойства эти органически вплетены в приключения персонажей стихотворения и откладываются в памяти, как правило, уже после первого же прочтения!

Для детей постарше можно кроме приключений персонажей ввести нечто более удивительное - приключения идеи! В главе "Как хитроумный Ходжа площади измерял" из той же книги главным героем является не столько хитроумный Ходжа Насреддин, сколько сама идея измерения и сравнения площадей, а также то, что часто дети понимают далеко не сразу: то, что фигуры разной формы могут иметь одну и ту же площадь. Итак, ребенок шаг за шагом подходит к этим идеям, следя за сказкой в стихах и рассматривая замечательные рисунки.

Когда-то в волшебной стране Тирлирлиф
Жил очень жестокий и глупый калиф.
В столице две площади были большие,
Где свадьбы играли и казни вершили.

Одна была узкой и продолговатой,
Вторая же форму имела квадрата.
Одну называли все Прямоугольной,
Другую Квадратной все звали невольно.

Однажды калифу явилась идея:
"Что если на большей из двух площадей я
Поставлю скульптуру свою в полный рост?
Под ней золотой драгоценный помост.

Но где же здесь бОльшая из площадей?
Одна из них шире, другая - длинней!"
Он мучился долго, недели четыре:
"Вот эта длиннее! Но эта же шире!"

Потом он астрологов срочно созвал
И нужную площадь найти приказал:
"Иль бОльшую площадь отыщете вы,
Иль завтра вам всем не сносить головы!"

Астрологи мчатся к Ходже Насреддину
И просят отсрочить их злую кончину.
Тот площади метром обмерил тотчас:
"Здесь 40 на 40, тут 20 у нас,

А здесь - целых восемь десятков...
Ну, хватит, дружище, присядь-ка!
Все числа известны, и их не забыть,
Но как же мне площади эти сравнить?"

Так думал он долго, впадая в унынье,
Потом отдохнуть удалился в пустыню,
Заснул как убитый, упав на песок,
И снится ему удивительный сон:

Как будто он вовсе сегодня не спит -
Квадратными плитками площадь мостит:
Сначала одну, а затем и другую,
И так он устал - описать не могу я.

Присел он на плитку... и тут же вскочил!
От радости сразу прибавилось сил!
У плиток - длиной в 1 метр сторона
И ровная словно линейка она.

Конец всем мученьям! Что может быть проще?!
Чем больше здесь плиток - тем больше и площадь!

"Квадратов в ряду - сколько метров в длину,
Рядов - сколько метров у нас в ширину.
Теперь перемножим мы их... Хорошо!
Количество плиток я точно нашёл.

Так, 20 на 80...Получилось
Аж 1600 их! Скажите на милость!
И это число назову-ка я "площадь"!
А сам побегу на Квадратную площадь...

Здесь 40 квадратов и в 40 рядов,
И сколько здесь плиток сказать я готов!
Чтоб площадь найти этой площади тоже,
Само на себя нужно 40 умножить!"

Он мчится к астрологам: "Вы спасены!
А площади... Площади просто равны!"
Ходжа вычисленья свои объясняет,
Квадратными метрами он называет

Квадратики-плитки, что видел во сне,
Чтоб было астрологам дело ясней.
Понятна им мысли жемчужная нить...
"Но как же калифу нам всё объяснить?"

И снова помог им Ходжа Насреддин:
"Хотя наш калиф, как известно, один,
Но разве скульптура должна быть одна?
Вам мысль моя, братья, конечно, ясна?"

...На площади каждой стоит по скульптуре,
Глася о калифа широкой натуре.

А иногда достаточно и совсем коротенького стихотворения, чтобы правило уютно, словно котенок, свернулось у ребенка в памяти и выскакивало по первому зову. Возьмем, например, переместительный закон сложения.

Теперь стихи слагаем мы
Про хоровод слагаемых.
Попробуйте-ка сами
Их поменять местами!

Стали числа танцевать:
2 плюс 3, конечно, 5!
3 плюс 2 - тоже 5
Получается опять...

3 плюс 5 равно восьми.
Быстро кружатся они -
Получилось 5 плюс 3 -
8, что ни говори!

Водят числа круглый год
Вокруг плюса хоровод:
Кружатся, стараются -
А сумма не меняется!

А если ребенок все же забыл о чем идет речь? Используем его ассоциативную память: напомним лишь маленький "кусочек" сюжета или одну строчку - и вот уже он вспомнил всё, о чем шла речь в стихотворении, а значит, вспомнил и новый термин, понятие или правило! Это как голограмма, по осколку которой можно восстановить всё изображение.

 

КАК "НЕПРАВИЛЬНЫЕ ПРАВИЛА" ПОМОГАЮТ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ

А как быть, скажем, с русским языком, с орфографией? Вам, вероятно, приходилось сталкиваться с тем, что особую трудность для ребят представляют словарные слова. Правил для их написания просто не существует. Проверить их родственными словами не получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно "просто запомнить"...

Попробуем и здесь помочь детям. Воспользуемся их чудесной образной памятью и придумаем для словарных слов свои правила - "неправильные". Сделаем это с помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребенка активно заработает. Свяжем запоминаемое слово с другим, в котором "проблемная" буква сомнений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на наше словарное. Обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится "приемный родственник", который поможет выделить и прочно запомнить нужную орфограмму.

Чем такая связь между словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания. Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные ассоциативные "ниточки", которые протягиваются от образа к образу, от слова к слову. Причем сюжет стихотворения или сказки тоже должен быть необычным, забавным, возможно, абсурдным - тогда он хорошо запоминается.

Возьмем, например, слово газета. Как запомнить, что оно пишется через а, а не через о? Подберем для него "приемного родственника" - слово газ. В этом слове звук а - ударный и написать здесь о просто невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета. Осталось только связать их между собой. Попробуем сделать это так:

Что случилось тут у нас?
Из газеты вышел газ!

Словно снег газета тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!

Все решим проблемы разом:
Мы её наполним газом!

Газированной газете
Газ нужней всего на свете?
Нет, сказать я должен, ей
Буква "А" всего нужней!

   

А ещё - будем нагнетать нужную букву в текст стихотворения, "насытим" его этой буквой. Пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекатывается в стихах - и опять-таки напоминает ребенку, какую букву нужно писать в словарном слове. Например, в той же "Газированной газете" буква а встречается 27 раз, что существенно превышает среднее количество букв а в двенадцати коротких строчках.

А вот пример с буквой е:

Берёза так была бела,
Что буква "Е" из слова "белый"
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.

Здесь в четырех строчках буква е встречается 11 раз!

Кстати, вы обратили внимание, что "приемный родственник" в этом стихотворении не очень похож на исходное слово? Здесь запоминание достигается еще и за счет сюжета, где прямо описывается процесс перехода буквы в слово берёза. Этот прием очень удобно использовать в сказке. Прочтите, например, вот эту сказку про баку.

Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву "О". И грызть бублик, похожий на букву "О".

А ещё она любила смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву "О", любила осень, которая начинается с буквы "О". В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву "О". А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

- Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя "бока".

- Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с "О".

И стали её писать с "О". Вот так: с "О" бака. А потом и просто:

собака

Так до сих пор и пишут.

Здесь также нагнетается в текст буква о, нагнетаются зрительные образы, связанные с ее формой, но основную нагрузку несет забавный сюжет сказки.

Очень хорошо, если удается заставить "работать на запоминание" рисунок к стихотворению или сказке, заставить работать графику. Вот как графически обыграна буква а в слове "стакан":

Рано утром встал стакан.
Встал он под холодный кран!
А потом скорей зарядку
Стал он делать быстро, гладко!

Стали мышцы у стакана
Прямо как у великана!
Стала буква "А" видна!
Посмотрите, вот она!

Здесь у слова стакан два "приемных родственника" - стать и встать, есть и нагнетание буквы а, но посмотрите, насколько выразительно здесь "вписала" букву в рисунок художница Валерия Шилова! Буква стала мускулами стакана-силача.

Учить все эти стихи наизусть совсем не нужно - разве что сами запомнятся. Достаточно, чтобы ребенок их прочел, желательно и вслух и про себя.

А что делать, если ребенок с первого раза все же не запомнил слово? Как и в случае с математическими правилами, просто чуть-чуть напомните ему сюжет стихотворения, сказки или загадки, в которых это слово было обыграно. И тогда он сразу вспомнит, как оно пишется.

Все эти приемы имеют общую основу: ассоциативный подход. Этот подход реализован в моих учебных пособиях "Неправильные правила" и "Совсем неправильные правила", представляющих собой ассоциативный орфографический словарик в двух частях, фрагменты которого в формате PDF вы также найдете здесь и здесь. Из этих двух книг и взяты сказка и стихи, приведенные выше. Кстати, многие сказки и стихи из этих книг использовала Ольга Леонидовна Соболева в своих учебниках русского языка. О мнемонических приемах, имеющих ассоциативную основу, рассказывается и в одной из глав нашей книги "Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные путешествия с Запятайкиным".

Такие "неправильные правила" может придумывать и сам ребенок, дайте только ему возможность интуитивно уловить алгоритм формирования ассоциативной связи. Совсем необязательно, чтобы ребенок сочинял целые произведения. Достаточно, если в его сознании просто возникнет ассоциация и родится образ.

Практика показала, что дети легко усваивают этот способ мышления и успешно применяют его на практике. Например, первоклассники из Санкт-Петербурга прислали нам замечательные истории о словах "котлета", "иней", "осадки", "заяц", "касса" и многих других.

Ассоциативный подход можно использовать и при изучении "правильных правил", самых обыкновенных. О них тоже можно рассказать интересно. Загляните, например, в книгу "Когда правила улыбаются" или в учебно-фантастическую повесть "Тайны страны Акитаммарг", которая уже упоминалась.

 

СКАЗОЧНЫЙ МИР АНАЛОГИИ

Пока речь шла только о правописании словарных слов. А как же быть с теорией? С фонетикой, графикой, морфологией, пунктуацией? В книге "Тайны страны Акитаммарг" используется и еще один "глобальный" прием, позволяющий не только запомнить, но и лучше осмыслить материал. Этот прием - фантастическая (или сказочная) аналогия. О том, что такое фантастическая аналогия и как она может применяться в учебном процессе подробнее рассказывается в статье "Метод аналогии в образовании. Колесо, которого мы не изобрели". Путешествуя через сказочный мир Акитаммарг вместе с волшебником Запятайкиным, ребята получают громадный объем учебной информации, решают интересные задачи, требующие знания русского языка и всё это - не выходя из фантастического сюжета, следя за удивительными приключениями Оли и Запятайкина.

 

DO YOU SPEAK ENGLISH? SPRECHEN SIE DEUTSCH?

Приемы эти помогают усваивать самую разнообразную информацию. В том числе, облегчают запоминание букв алфавита и слов при изучении иностранных языков, как, например, в книжках "Английская азбука в стихах и картинках" и "Немецкая азбука в стихах и картинках". 

Посмотрим на примере буквы G, как приемы используются здесь для запоминания:

G g

Дорогая буква ДЖИ,
Про рисунок расскажи!

"Вам скажу, ребята, сразу:
Это БАБУШКА - grandmother,
Это ДЕВОЧКА здесь - girl:
Залила вареньем пол,
Весь запутала клубок,
И за дверь тихонько - скок!"

Рифма в стихах помогает запомнить как название английской буквы, так и некоторые слова, которые с нее начинаются. А рисунок закрепляет возникшую ассоциативную связь и позволяет запомнить очертание буквы, особенно если она так ловко вплетена в ткань рисунка, как это сделано у художницы Татьяны Петрушевской, иллюстрировавшей эту книгу. Можно поиграть с ребенком - покажите ему сначала печатное изображение буквы, а потом попросите найти, где эта буква спряталась на рисунке, в какой предмет она превратилась?

А еще для запоминания иностранных слов можно использовать различные игры, ребусы, шарады. Некоторые из них собраны в книгах "Английский для начинающих волшебников" и "Немецкий для начинающих волшебников". Эти книги для ребят постарше и рассчитаны не просто на чтение, а на активную работу с книгой: выполнение различных заданий, решение всяческих загадок, а главное, - конечно же на игру! Это хорошая тренировка умения находить слова в словаре или в собственной памяти. Основной прием: запоминай - играя! Сначала в те игры, которые предложены в книге, потом - придумывая их самостоятельно. Вот как говорится об этом в предисловии к "Английскому для начинающих волшебников":

Давайте попробуем стать волшебниками! Пусть иностранные слова появляются, исчезают и превращаются одно в другое по вашему желанию. Пусть они выстраиваются в длинные заклинания, способные усмирить злобных змей, или в магические квадраты... И если вы будете терпеливы, как и подобает ученикам волшебника, если призовёте на помощь фантазию и смекалку, если научитесь с помощью волшебной книги-словаря - воздвигать волшебные мосты между английскими словами и их русскими собратьями, то вы не только разбудите дремлющие в вас волшебные силы, но и найдёте ключ от двери в волшебную страну - Английский Язык!..

Взгляните теперь на одну из разновидностей игр, которые описаны в этой книге, - на волшебные цепочки:

Что такое волшебные цепочки? Сейчас поймёте.

Приводим для примера рецепт из книги волшебника Мерлина, который жил в древние времена в Англии при дворе короля Артура. Чтобы им воспользоваться, нужно вспомнить некоторые английские слова, а возможно, даже заглянуть в словарь. А ещё нужно уметь рассуждать и отгадывать загадки! Итак...

 

КАК СДЕЛАТЬ ВОЛШЕБНУЮ КАРЕТУ, КОТОРАЯ ЕДЕТ БЕЗ ЛОШАДИ

Возьми ты английское слово БОЛЬШОЙ
(Конечно, ты знаешь его хорошо!)
И букву одну только в нём замени -
Получится СУМКА. Её ты возьми.

В ней букву одну лишь заменишь легко -
Она зажужжит вдруг и станет ЖУКОМ.
Изменишь ещё раз ты букву одну -
Получишь не палку ты и не луну,

Получишь (а как, объяснить мудрено!)
Короткое слово английское - НО.
Последнюю букву заменим тотчас -
Карета чудесная будет у нас!

Не надо в неё запрягать лошадей,
Помчится и так она ветра быстрей!
Но помни, коль в СУМКЕ ты букву не так
Изменишь - ПЛОХОЙ для тебя это знак:

Попробуешь дальше её превращать -
Получится вместо кареты КРОВАТЬ...

Какие буквы в каких английских словах нужно изменить, чтобы получить волшебную карету? Угадайте: что это за карета?

Интересно и не так уж сложно, правда? Но если кто-то все же не справится - в конце книги есть страничка с ответами.

А ещё для запоминания слов в книге используются игры по составлению множества слов из одного, волшебные квадраты, заколдованные змеи-чайнворды, шарада и ребусы. Но лучше всего будут "работать" те игры, которые ребенок придумает сам, когда, наигравшись с играми из книги, захочет чего-то нового.


Желаем вам и вашим детям веселых уроков и хорошего настроения!

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Наталья (28.12.2010)
Просмотров: 2978 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz