Приемы запоминания и усвоения информации
ОТ СКАЗОЧНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ К ПРИКЛЮЧЕНИЯМ ИДЕИ
Задумывались ли вы
когда-нибудь, почему те же самые дети, которые с большим трудом усваивают
несложные школьные истины о буквах и о словах, о цифрах и о числах, так легко
запоминают сотни мультиков с их самыми разнообразными сюжетами, замысловатыми
героями и часто довольно запутанными отношениями между этими героями?
Как часто вы замечали,
объясняя вашему Коле (Пете, Саше, Кате, Маше) задание по математике, что
траектория знаний, которые вы хотели вложить в его голову, описывается очень
простым уравнением: "в одно ухо влетело - в другое вылетело"! И
ведь слушал он вроде бы внимательно! И понял как будто все! А через пять
минут - ничегошеньки не помнит.
Как бы нам придумать
такой крючок, такую зацепку, чтобы знания, попадая в голову Коли (Лены,
Наташи), задерживались там на долгое время? Может быть, все дело в том, что
память у наших ребят - яркая, эмоциональная, и запоминать факты, с
эмоциями не связанные, они пока просто не умеют? Со временем, конечно,
научатся. А пока давайте им поможем - создадим ассоциативно-эмоциональную
"зацепку", чтобы удержать внимание ребят на нужном материале и
облегчить запоминание.
Давайте математические
термины и правила оживим, "одушевим", нарисуем, отправим на поиски
приключений, завяжем на ниточке веселого стиха "узелки на
память" - тогда математика станет для ребенка понятней и ближе. Тогда
и запоминаться все это будет не хуже мультиков!
Если нам нужно просто ввести новые понятия,
новые термины, то достаточно одушевить эти понятия, превратить их в зримые
персонажи сказки или стихотворения и обыграть их свойства, связав их с
интересными или просто забавными приключениями. Например, вот как рассказано в
книге "Считайте в рифму" о знаках сравнения.
Жили на свете два друга когда-то.
Запоминайте скорее, ребята:
"Больше"и "Меньше" друзей
этих звали,
Сравнивать числа они помогали.
Больше, конечно же, был
великан,
Меньше нырять ухитрялся в стакан!
Вместе с друзьями жил пёсик давно -
Длинный, похожий на таксу, Равно.
Друзей
различить - это сущий пустяк,
И всё-таки каждый имеет свой знак:
Он на груди у них выведен броско,
У таксы - на спинке: две чёрных полоски.
* * *
Друзья увидали
однажды качели,
На этих качелях ребята сидели.
"Слева их больше!" - сказал великан,
Меньше кивнул головою слегка.
Двое ребят убежали
с качелей,
Слева качели - кверху взлетели.
Меньше сказал: "Слева меньше их стало!"
Больше кивнул, улыбнувшись устало.
Еще один мальчик
вскочил на качели -
Качели, конечно, слегка заскрипели.
Теперь они так повернуться смогли,
Что оба конца не касались земли.
"Мальчишек
здесь пор-р-ровну!" - тявкнул Равно,
И, право, ему возразить мудрено!
* * *
Ребята, скажите,
как можно узнать,
Какой между числами знак написать?
Нет-нет, не смотрите, друзья, в потолок!
У знаков есть острый такой уголок:
Укажет, где меньшее
будет число, -
Такое, друзья, у него ремесло.
"А если, - вы спросите, - числа равны?"
Тогда уж раздумья совсем не нужны!
Две чёрточки
ровных одна над другой -
И пёсик Равно подружился с тобой!
|
Вы скажете: а не жалко
ли тратить время на изучение в виде довольно длинного стихотворения того материала,
который уже очень кратко и ёмко изложен в учебнике или на уроке. А знаете, не
жалко! Это, как ни странно, окупается. Ведь изучать (а тем более
заучивать!) это стихотворение не нужно, его достаточно просто прочесть
и нужная информация незаметно сама отложится в памяти. Разумеется, не стоит
сразу пытаться извлечь после этого из памяти ребенка четкую формулировку,
приведенную в учебнике. Но мы получаем нечто большее: осмысленное запоминание
свойств математических объектов, ведь свойства эти органически вплетены в
приключения персонажей стихотворения и откладываются в памяти, как правило, уже
после первого же прочтения!
Для детей постарше
можно кроме приключений персонажей ввести нечто более удивительное -
приключения идеи! В главе "Как хитроумный Ходжа площади измерял"
из той же книги главным героем является не столько хитроумный Ходжа Насреддин,
сколько сама идея измерения и сравнения площадей, а также то, что часто
дети понимают далеко не сразу: то, что фигуры разной формы могут иметь одну
и ту же площадь. Итак, ребенок шаг за шагом подходит к этим идеям, следя за
сказкой в стихах и рассматривая замечательные рисунки.
Когда-то в
волшебной стране Тирлирлиф
Жил очень жестокий и глупый калиф.
В столице две площади были большие,
Где свадьбы играли и казни вершили.
Одна была узкой и продолговатой,
Вторая же форму имела квадрата.
Одну называли все Прямоугольной,
Другую Квадратной все звали невольно.
Однажды калифу
явилась идея:
"Что если на большей из двух площадей я
Поставлю скульптуру свою в полный рост?
Под ней золотой драгоценный помост.
Но где же здесь
бОльшая из площадей?
Одна из них шире, другая - длинней!"
Он мучился долго, недели четыре:
"Вот эта длиннее! Но эта же шире!"
Потом он
астрологов срочно созвал
И нужную площадь найти приказал:
"Иль бОльшую площадь отыщете вы,
Иль завтра вам всем не сносить головы!"
Астрологи мчатся к
Ходже Насреддину
И просят отсрочить их злую кончину.
Тот площади метром обмерил тотчас:
"Здесь 40 на 40, тут 20 у нас,
А здесь - целых
восемь десятков...
Ну, хватит, дружище, присядь-ка!
Все числа известны, и их не забыть,
Но как же мне площади эти сравнить?"
Так думал он
долго, впадая в унынье,
Потом отдохнуть удалился в пустыню,
Заснул как убитый, упав на песок,
И снится ему удивительный сон:
Как будто он вовсе
сегодня не спит -
Квадратными плитками площадь мостит:
Сначала одну, а затем и другую,
И так он устал - описать не могу я.
Присел он на
плитку... и тут же вскочил!
От радости сразу прибавилось сил!
У плиток - длиной в 1 метр
сторона
И ровная словно линейка она.
Конец всем
мученьям! Что может быть проще?!
Чем больше здесь плиток - тем больше и площадь!
"Квадратов в
ряду - сколько метров в длину,
Рядов - сколько метров у нас в ширину.
Теперь перемножим мы их... Хорошо!
Количество плиток я точно нашёл.
Так, 20 на
80...Получилось
Аж 1600 их! Скажите на милость!
И это число назову-ка я "площадь"!
А сам побегу на Квадратную площадь...
Здесь 40 квадратов
и в 40 рядов,
И сколько здесь плиток сказать я готов!
Чтоб площадь найти этой площади тоже,
Само на себя нужно 40 умножить!"
Он мчится к
астрологам: "Вы спасены!
А площади... Площади просто равны!"
Ходжа вычисленья свои объясняет,
Квадратными метрами он называет
Квадратики-плитки,
что видел во сне,
Чтоб было астрологам дело ясней.
Понятна им мысли жемчужная нить...
"Но как же калифу нам всё объяснить?"
И снова помог им
Ходжа Насреддин:
"Хотя наш калиф, как известно, один,
Но разве скульптура должна быть одна?
Вам мысль моя, братья, конечно, ясна?"
...На площади
каждой стоит по скульптуре,
Глася о калифа широкой натуре.
|
А иногда достаточно и
совсем коротенького стихотворения, чтобы правило уютно, словно котенок,
свернулось у ребенка в памяти и выскакивало по первому зову. Возьмем, например,
переместительный закон сложения.
Теперь стихи
слагаем мы
Про хоровод слагаемых.
Попробуйте-ка сами
Их поменять местами!
Стали числа
танцевать:
2 плюс 3, конечно, 5!
3 плюс 2 - тоже 5
Получается опять...
3 плюс 5 равно
восьми.
Быстро кружатся они -
Получилось 5 плюс 3 -
8, что ни говори!
Водят числа
круглый год
Вокруг плюса хоровод:
Кружатся, стараются -
А сумма не меняется!
|
А если ребенок все же
забыл о чем идет речь? Используем его ассоциативную память: напомним лишь
маленький "кусочек" сюжета или одну строчку - и вот уже он
вспомнил всё, о чем шла речь в стихотворении, а значит, вспомнил и новый
термин, понятие или правило! Это как голограмма, по осколку которой можно
восстановить всё изображение.
КАК "НЕПРАВИЛЬНЫЕ
ПРАВИЛА" ПОМОГАЮТ ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ
А как быть, скажем, с
русским языком, с орфографией? Вам, вероятно, приходилось сталкиваться с тем,
что особую трудность для ребят представляют словарные слова. Правил для их
написания просто не существует. Проверить их родственными словами не
получается. И вот выстраиваются длинные, унылые ряды слов, которые нужно
"просто запомнить"...
Попробуем и здесь
помочь детям. Воспользуемся их чудесной образной памятью и придумаем для
словарных слов свои правила - "неправильные". Сделаем это с
помощью ассоциаций, и тогда эмоционально-образная память ребенка активно
заработает. Свяжем запоминаемое слово с другим, в котором
"проблемная" буква сомнений не вызывает. И чтобы по звучанию это
слово было похоже на наше словарное. Обыграем ассоциативную связь в
стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится
"приемный родственник", который поможет выделить и прочно запомнить
нужную орфограмму.
Чем такая связь между
словами неожиданней, смешней и абсурдней, тем выше эффективность запоминания.
Эту связь может усилить рифма, ритм стихотворения и дополнительные
ассоциативные "ниточки", которые протягиваются от образа к образу, от
слова к слову. Причем сюжет стихотворения или сказки тоже должен быть
необычным, забавным, возможно, абсурдным - тогда он хорошо запоминается.
Возьмем, например,
слово газета. Как запомнить, что оно пишется через а, а не через о?
Подберем для него "приемного родственника" - слово газ. В
этом слове звук а - ударный и написать здесь о просто
невозможно. А само слово совпадает с первой частью слова газета.
Осталось только связать их между собой. Попробуем сделать это так:
Что случилось тут
у нас?
Из газеты вышел газ!
Словно снег газета
тает
И по ветру не летает!
Меньше марки стала эта
Очень странная газета!
Все решим проблемы
разом:
Мы её наполним газом!
Газированной
газете
Газ нужней всего на свете?
Нет, сказать я должен, ей
Буква "А" всего нужней!
|
|
А ещё - будем
нагнетать нужную букву в текст стихотворения, "насытим" его этой
буквой. Пусть соответствующий ей звук ахает, охает, громыхает, перекатывается в
стихах - и опять-таки напоминает ребенку, какую букву нужно писать в
словарном слове. Например, в той же "Газированной газете" буква а
встречается 27 раз, что существенно превышает среднее количество букв а
в двенадцати коротких строчках.
А вот пример с буквой е:
Берёза так была бела,
Что буква "Е" из слова "белый"
К ней незаметно перешла
И уходить не захотела.
|
Здесь в четырех
строчках буква е встречается 11 раз!
Кстати, вы обратили
внимание, что "приемный родственник" в этом стихотворении не очень
похож на исходное слово? Здесь запоминание достигается еще и за счет сюжета,
где прямо описывается процесс перехода буквы в слово берёза. Этот прием
очень удобно использовать в сказке. Прочтите, например, вот эту сказку про
баку.
Жила-была когда-то
давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на
круглую луну, которая немножко похожа на букву "О". И грызть
бублик, похожий на букву "О".
А ещё она любила
смотреть на круглое облако и на круглое солнце, похожие на букву
"О", любила осень, которая начинается с буквы "О".
В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву "О".
А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.
- Ну хорошо, -
сказали ей, - будем писать тебя "бока".
- Нет, я так не
хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так
называться! Я просто хочу писаться с "О".
И стали её писать с
"О". Вот так: с "О" бака. А потом и просто:
собака
Так до сих пор и
пишут.
Здесь также
нагнетается в текст буква о, нагнетаются зрительные образы, связанные с
ее формой, но основную нагрузку несет забавный сюжет сказки.
Очень хорошо, если
удается заставить "работать на запоминание" рисунок к стихотворению
или сказке, заставить работать графику. Вот как графически обыграна буква а
в слове "стакан":
Рано утром встал
стакан.
Встал он под холодный кран!
А потом скорей зарядку
Стал он делать быстро, гладко!
Стали мышцы
у стакана
Прямо как у великана!
Стала буква "А" видна!
Посмотрите, вот она!
|
|
Здесь у слова стакан
два "приемных родственника" - стать и встать, есть
и нагнетание буквы а, но посмотрите, насколько выразительно здесь
"вписала" букву в рисунок художница Валерия Шилова! Буква стала
мускулами стакана-силача.
Учить все эти стихи
наизусть совсем не нужно - разве что сами запомнятся. Достаточно, чтобы
ребенок их прочел, желательно и вслух и про себя.
А что делать, если
ребенок с первого раза все же не запомнил слово? Как и в случае с
математическими правилами, просто чуть-чуть напомните ему сюжет стихотворения,
сказки или загадки, в которых это слово было обыграно. И тогда он сразу
вспомнит, как оно пишется.
Все эти приемы имеют
общую основу: ассоциативный подход. Этот подход реализован в моих учебных
пособиях "Неправильные правила" и "Совсем неправильные
правила", представляющих собой ассоциативный орфографический словарик
в двух частях, фрагменты которого в формате PDF вы также найдете здесь
и здесь. Из этих двух книг и взяты сказка и
стихи, приведенные выше. Кстати, многие сказки и стихи из этих книг
использовала Ольга Леонидовна Соболева в своих учебниках русского языка. О
мнемонических приемах, имеющих ассоциативную основу, рассказывается и в одной
из глав нашей книги "Тайны страны Акитаммарг, или Удивительные
путешествия с Запятайкиным".
Такие
"неправильные правила" может придумывать и сам ребенок, дайте только
ему возможность интуитивно уловить алгоритм формирования ассоциативной связи.
Совсем необязательно, чтобы ребенок сочинял целые произведения. Достаточно,
если в его сознании просто возникнет ассоциация и родится образ.
Практика показала, что
дети легко усваивают этот способ мышления и успешно применяют его на практике.
Например, первоклассники из Санкт-Петербурга прислали нам замечательные истории
о словах "котлета", "иней", "осадки",
"заяц", "касса" и многих других.
Ассоциативный подход
можно использовать и при изучении "правильных правил", самых
обыкновенных. О них тоже можно рассказать интересно. Загляните, например, в
книгу "Когда правила улыбаются" или в учебно-фантастическую
повесть "Тайны страны Акитаммарг", которая уже упоминалась.
СКАЗОЧНЫЙ МИР АНАЛОГИИ
Пока речь шла только о
правописании словарных слов. А как же быть с теорией? С фонетикой, графикой,
морфологией, пунктуацией? В книге "Тайны страны Акитаммарг"
используется и еще один "глобальный" прием, позволяющий не только
запомнить, но и лучше осмыслить материал. Этот прием - фантастическая (или
сказочная) аналогия. О том, что такое фантастическая аналогия и как она
может применяться в учебном процессе подробнее рассказывается в статье "Метод
аналогии в образовании. Колесо, которого мы не изобрели".
Путешествуя через сказочный мир Акитаммарг вместе с волшебником Запятайкиным,
ребята получают громадный объем учебной информации, решают интересные задачи,
требующие знания русского языка и всё это - не выходя из фантастического
сюжета, следя за удивительными приключениями Оли и Запятайкина.
DO YOU SPEAK ENGLISH? SPRECHEN SIE DEUTSCH?
Приемы эти помогают усваивать
самую разнообразную информацию. В том числе, облегчают запоминание букв
алфавита и слов при изучении иностранных языков, как, например, в книжках
"Английская азбука в стихах и картинках" и "Немецкая азбука в
стихах и картинках".
Посмотрим на примере
буквы G, как приемы используются здесь для запоминания:
G g
Дорогая буква ДЖИ,
Про рисунок расскажи!
"Вам скажу,
ребята, сразу:
Это БАБУШКА - grandmother,
Это ДЕВОЧКА здесь - girl:
Залила вареньем пол,
Весь запутала клубок,
И за дверь тихонько - скок!"
|
Рифма в стихах
помогает запомнить как название английской буквы, так и некоторые слова,
которые с нее начинаются. А рисунок закрепляет возникшую ассоциативную связь и
позволяет запомнить очертание буквы, особенно если она так ловко вплетена в
ткань рисунка, как это сделано у художницы Татьяны Петрушевской,
иллюстрировавшей эту книгу. Можно поиграть с ребенком - покажите ему
сначала печатное изображение буквы, а потом попросите найти, где эта буква
спряталась на рисунке, в какой предмет она превратилась?
А еще для запоминания
иностранных слов можно использовать различные игры, ребусы, шарады. Некоторые
из них собраны в книгах "Английский для начинающих волшебников" и
"Немецкий для начинающих волшебников". Эти книги для ребят постарше и
рассчитаны не просто на чтение, а на активную работу с книгой: выполнение
различных заданий, решение всяческих загадок, а главное, - конечно же на
игру! Это хорошая тренировка умения находить слова в словаре или в собственной
памяти. Основной прием: запоминай - играя! Сначала в те игры,
которые предложены в книге, потом - придумывая их самостоятельно.
Вот как говорится об этом в предисловии к "Английскому для начинающих
волшебников":
Давайте попробуем
стать волшебниками! Пусть иностранные слова появляются, исчезают и превращаются
одно в другое по вашему желанию. Пусть они выстраиваются в длинные заклинания,
способные усмирить злобных змей, или в магические квадраты... И если вы будете
терпеливы, как и подобает ученикам волшебника, если призовёте на помощь
фантазию и смекалку, если научитесь с помощью волшебной книги-словаря -
воздвигать волшебные мосты между английскими словами и их русскими собратьями,
то вы не только разбудите дремлющие в вас волшебные силы, но и найдёте ключ от
двери в волшебную страну - Английский Язык!..
Взгляните теперь на
одну из разновидностей игр, которые описаны в этой книге, - на волшебные
цепочки:
Что такое волшебные
цепочки? Сейчас поймёте.
Приводим для примера
рецепт из книги волшебника Мерлина, который жил в древние времена в Англии при
дворе короля Артура. Чтобы им воспользоваться, нужно вспомнить некоторые
английские слова, а возможно, даже заглянуть в словарь. А ещё нужно уметь
рассуждать и отгадывать загадки! Итак...
КАК СДЕЛАТЬ
ВОЛШЕБНУЮ КАРЕТУ, КОТОРАЯ ЕДЕТ БЕЗ ЛОШАДИ
Возьми ты
английское слово БОЛЬШОЙ
(Конечно, ты знаешь его хорошо!)
И букву одну только в нём замени -
Получится СУМКА. Её ты возьми.
В ней букву одну
лишь заменишь легко -
Она зажужжит вдруг и станет ЖУКОМ.
Изменишь ещё раз ты букву одну -
Получишь не палку ты и не луну,
Получишь (а как,
объяснить мудрено!)
Короткое слово английское - НО.
Последнюю букву заменим тотчас -
Карета чудесная будет у нас!
Не надо в неё
запрягать лошадей,
Помчится и так она ветра быстрей!
Но помни, коль в СУМКЕ ты букву не так
Изменишь - ПЛОХОЙ для тебя это знак:
Попробуешь дальше
её превращать -
Получится вместо кареты КРОВАТЬ...
|
Какие буквы в каких
английских словах нужно изменить, чтобы получить волшебную карету? Угадайте:
что это за карета?
Интересно и не так уж
сложно, правда? Но если кто-то все же не справится - в конце книги есть
страничка с ответами.
А ещё для запоминания
слов в книге используются игры по составлению множества слов из одного,
волшебные квадраты, заколдованные змеи-чайнворды, шарада и ребусы. Но лучше
всего будут "работать" те игры, которые ребенок придумает сам, когда,
наигравшись с играми из книги, захочет чего-то нового.
Желаем вам и вашим
детям веселых уроков и хорошего настроения!
|