Организация учебно-воспитательной деятельности младших
школьников
Одной из основных тенденций модернизации общего образования
в России является активизация его развивающей функции. Предполагается, что
образовательный процесс в школе должен быть направлен на достижение такого
уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного
творческого решения мировоззренческих проблем теоретического или прикладного
характера. Достижение этой цели связывается с организацией учебной деятельности,
имеющей исследовательскую направленность.
Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной
школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебная деятельность является
ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся
личности. Современная начальная школа представляет собой сложившееся,
самоценное, самостоятельное и обязательное звено в системе непрерывного общего
образования.
На основе теоретического анализа и обобщения различных
подходов к организации образовательного процесса выявлена возможность
взаимодополнения личностного, ситуационного и задачного подходов к организации
учебно-исследовательской деятельности в современной начальной школе.
С позиции личностного подхода в качестве ведущего ориентира
и главного критерия успешности организации учебно-исследовательской
деятельности выступает обогащение исследовательского опыта школьников. Основная
задача учителя при этом будет состоять не только в том, чтобы планировать
общую, единую и обязательную для всех линию обогащения исследовательского
опыта, а в том, чтобы помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта
совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.
Задачный подход к организации учебно-исследовательской
деятельности означает, что освоение учебного материала происходит посредством
решения учебно-исследовательских задач, предполагающих выполнение определенных
действий. Основной единицей учебно-исследовательской деятельности является
учебно-исследовательская задача, которая формулируется на основе учебного
материала, предъявляется школьнику в виде проблемной задачи, а ее решение
строится адекватно логике исследования и предполагает определенные действия. В
условиях начальной школы основной характеристикой учебно-исследовательской
задачи выступает признак проблемности, выполнение же конкретных этапов
исследования может протекать с большей или меньшей степенью самостоятельности
для ученика. Это связано как с объективной сложностью задачи и задания, так и
уровнем подготовленности ученика к выполнению операциональных действий, приемов
исследовательской деятельности. Кроме того, в начальных классах подготовка
детей к выполнению отдельных исследовательских действий обеспечивается системой
исследовательских заданий.
Ситуационный подход к организации деятельности предполагает
управление учебно-исследовательской деятельностью как взаимодействие ее
субъектов. Его суть состоит в неразрывности прямого и обратного воздействия,
органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов.
Ученическое исследование предполагает не только решение значимых для учащихся
проблем, но и овладение способами решения этих проблем. При организации
учебно-исследовательской деятельности необходимо создавать учебные ситуации,
при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями и способами решения проблем
в процессе познания в большей или меньшей степени организованного учителем.
Таким образом, организация учебно-исследовательской
деятельности в начальной школе на основе единства личностного, ситуационного и
задачного подходов предполагает:
•тщательное и систематическое изучение педагогами
исследовательского опыта младших школьников и дифференциацию этого опыта по
выраженности различных его составляющих (когнитивного, деятельностного,
аксиологического);
•создание учебных ситуаций, при разрешении которых учащиеся овладевают знаниями
и способами решения проблем в процессе познания в большей или меньшей степени
организованного учителем;
•конструирование системы учебно-исследовательских задач (заданий), сориентированных
на поэтапное обогащение исследовательского опыта детей.
Организация учебно-исследовательской деятельности в
начальной школе позволяет акцентировать внимание на цели, содержание, формы,
методы и средства и предполагает проектирование программы включения младших
школьников в учебно-исследовательскую деятельность, ее поэтапную реализацию с
систематиче¬ским анализом получаемых результатов и корректировку в соответствии
с анализом результа¬тов.
В результате была создана программа включения младших
школьников в учебно-исследовательскую деятельность, где были выделены основные
направления работы, в соответствие с которыми сформулированы взаимосвязанные
задачи, определено содержание и формы деятельности, разработаны методические
рекомендации. Основная цель включения младших школьников в
учебно-исследовательскую деятельность – обогащение исследовательского опыта
детей. В процессе работы над программой мы шли путем обогащения
исследовательского опыта детей, считая главным направлением работы не тренировку
школьников по усвоению знаний и умений, а посильное развитие в каждом ученике
компонентов опыта.
Теоретический анализ и диагностика позволили нам определить,
что поэтапное обогащение исследовательского опыта младшего школьника
предполагает:
–выделение этапов обогащения опыта младших школьников с
учетом возрастных особенностей и специфики начальной школы;
–определение совокупности задач, способов и форм организации
учебно-исследовательской деятельности;
–распределение задач, способов и форм организации учебно-исследовательской
деятельности по времени в соответствии с продолжительностью каждого этапа;
–определение предполагаемых результатов деятельности;
–отбор содержания и составление учебно-исследовательских задач и заданий.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы.
Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся
представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать,
составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о
деятельности исследователя. Для решения задач используются следующие формы и
способы деятельности: в урочной деятельности – коллективный учебный диалог,
игра «Вопрошайка», рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций,
чтение-рассматривание, коллективное моделирование; во внеурочной деятельности –
игры-занятия, совместное с ребенком определение его собственных интересов,
индивидуальное составление схем, выполнение моделей из различных материалов,
экскурсии, выставки детских работ. Кроме того, включение школьников в
деятельность на основе индивидуальных проявлений исследовательского опыта
осуществляется через стимулирование активности и самостоятельности детей
посредством оценочных суждений учителя и взаимооценки школьников.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать
выводы, оформлять результаты исследования; на поддержание инициативы,
активности и самостоятельности школьников. Включение младших школьников в
учебно-исследовательскую деятельность осуществляется через создание
исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий
и признание ценности совместного опыта. На данном этапе используются следующие
формы и способы деятельности: в урочной деятельности – учебная дискуссия,
наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, упражнения на развитие способов
мыслительной деятельности, мини-исследования; во внеурочной деятельности –
экскурсии, индивидуальное составление моделей и схем, мини-доклады, ролевые
игры, эксперименты. В большей степени внимание обращается на те действия, которые
обеспечивают полноценную ориентацию ученика в информационном потоке и
способствуют анализу и усвоению необходимой информации: прогнозирование,
выделение основной мысли и опорных слов, аргументированное выражение своих
мыслей по прочитанному и другие. Кроме этого в ходе работы с различными
текстами организуется обучение детей графической организации материала в виде
таблиц, схем, чертежей.
Поступательное развитие исследовательского опыта учеников
обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении
учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной под
руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Включение
школьников в учебно-исследовательскую деятельность должно быть гибким,
дифференцированным, основанным на особенностях проявления индивидуального
исследовательского опыта детей. Ведущее направление работы с учениками первой
группы заключается в привлечении детей к самостоятельному выполнению более
сложных домашних исследовательских заданий, в предоставлении им возможности на
уроке работать самостоятельно в микрогруппах. Школьники второй группы активно
подключаются к коллективному обсуждению отдельных вопросов, результатов урока,
различных ситуаций. В связи с тем, что детей этой группы отличает невысокая
активность и самостоятельность, этим ученикам предлагается возможность работы в
микрогруппе, помощь со стороны учителя и других учащихся в выполнении
индивидуальных исследовательских заданий, возможность осмысления собственного
вклада в результаты совместной деятельности и самоанализа собственных
достижений. Ученикам третьей группы также предлагается помощь при выполнении
заданий, возможность включения в совместную деятельность, осуществляется
стимулирование самоанализа деятельности. При этом основное внимание
обращается на ситуации, которые вызывают у детей положительный эмоциональный
отклик, удовлетворение от работы.
Третий этап соответствует третьему классу начальной школы.
На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского
опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской
деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие
исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение
деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач,
в переориентации процесса образования на постановку и решение самими
школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности
рассуждений, обобщений и выводов. С учетом особенностей данного этапа
выделяются соответствующие формы и способы деятельности школьников:
мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры,
самостоятельная работа, коллективное выполнение и защита исследовательских работ
(«Чистота воздуха в нашем городе», «Что я люблю» и др.), составление
энциклопедий, наблюдение, анкетирование, эксперимент и другие.
На протяжении всего этапа также обеспечивается обогащение
исследовательского опыта школьников на основе индивидуальных достижений. Для
детей первой группы предоставляется возможность выступить в роли помощника
учителя при выполнении коллективных работ; у учеников второй группы появляется
возможность выполнить индивидуальные исследовательские задания; учащиеся
третьей группы активно включаются в оценку и анализ исследовательских работ.
В программе определено, что кроме урочной
учебно-исследовательской деятельности необходимо активно использовать и
возможности внеурочных форм организации исследования. Это могут быть различные
внеклассные занятия по предметам, а так же домашние исследования школьников.
Домашние задания являются необязательными для детей, они выполняются по
собственному желанию школьников. Главное, чтобы результаты работы детей были
обязательно представлены и прокомментированы учителем или самими детьми (показ,
выставка). При этом не стоит требовать от ученика, чтобы он подробно рассказал
о том, как проводил исследование, а важно подчеркнуть стремление ребенка к
выполнению работ, отметить только положительные стороны. Тем самым
обеспечивается стимулирование и поддержка исследовательской активности ребенка.
В процессе включения младших школьников в
учебно-исследовательскую деятельность перед учителем встает проблема
организации решения единых учебно-исследовательских задач при различном уровне
развития исследовательского опыта учащихся. В решении этой проблемы следует
исходить из того, что необходимо подбирать такие приемы и формы работы, в
которых ученики смогли проявить и обогатить свой индивидуальный исследовательский
опыт. Для этого в программе предусмотрена организация
учебно-исследовательская деятельность на основе дифференциации и
индивидуализации.
Дифференциация деятельности проводится фронтально по
отношению ко всему классу и предполагает сочетание как элементов частного и
общего («наводящие», дополнительные вопросы и задания), так и элементов
репродуктивной и продуктивной деятельности. Такая дифференциация осуществляется
преимущественно при коллективном решении проблем. В процессе работы детям
оказывается индивидуальная помощь и поддержка.
Вместе с тем в программе выделено, что необходимо активно
использовать групповые формы работы. Для этого дети объединяются в группы двумя
способами: 1 способ – в группе объединяются дети с одинаковым уровнем развития
исследовательского опыта (по совокупности признаков); 2 способ – в группе
работают ученики с различным исследовательским опытом.
В программе предусмотрены следующие варианты совместной
работы:
1)группа выполняет общее задание одновременно на одном и том
же «поле труда», но каждый член группы делает свою часть этой общей работы
независимо друг от друга;
2)общее задание при тех же условиях выполняется последовательно каждым членом
группы;
3)при тех же условиях задача решается при непосредственном одновременном временном
взаимодействии каждого члена группы со всеми остальными членами.
Главное, на что стоит ориентироваться при организации
групповой работы на уроке – дифференцировать не общие проблемы, а подходы к их
решению путем недостающих элементов (подобранных вспомогательных задач).
Степень участия каждого школьника в учебно-исследовательской деятельности будет
определяться уровнем его активности и самостоятельности при решении проблем.
Таким образом, взаимодополнение личностного, ситуационного и
задачного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности в
начальных классах позволяет достаточно полно реализовать потенциалы этой
деятельности. Поэтапное включение младшего школьника в учебно-исследовательскую
деятельность является одним из эффективных путей обогащения индивидуального
исследовательского опыта ребенка.
|