ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ
Неблагоприятный
климат
В отношениях
друг к другу преобладают индивидуализм, настороженность, постоянное состояние
обороны, ожидание посягательства на личность, неуверенность и равнодушие. К
делу в такой группе приступают неохотно, присутствует апатия (нет веры в успех
задуманного), осуществление дела возможно только при условии контроля, но и в
этом случае члены группы предпочитают шаблонные решения, избегают
ответственности и как результат – низкое качество работы.
В группе с
неблагоприятным социологическим климатом каждый шаг опасен для личности – могут
унизить, отсюда повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие
чувства защищенности. Долгое пребывание в состоянии эмоционального
неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведет к развитию неврозов.
Благоприятный климат
Климат называют
благоприятным, если в группе царит
атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности; если
члены группы готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая, без
контроля и неся ответственность ко всему происходящему и активно вступает в
общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к
нему устанавливается как к члену группы, за ним признается право принятия
значимых для группы решений.
Каждый ребенок в группе с благоприятным
климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои
достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение
можно определить музыкальным термином «мажор».
В
группе с благоприятным климатом отношения таковы, что совершив ошибку, личность
не перестает чувствовать себя принятой, значимой для других. Ученики не боятся
проявить себя, не боятся задать вопрос учителю, не боятся быть осмеянными в
случае ошибки, в такой группе сформировано ценностное отношение к делу, истине,
человеку.
Правда,
поддерживать такую систему отношений необходимо ежедневно и на каждом уроке
каждому из учителей, работающих в классе.
КАК УЛУЧШИТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В
КЛАССЕ
Оптимизация психологического
климата является важным резервом повышения эффективности учебно-воспитательной
работы в классе. Психологический климат в классе зависит не только от классного
руководителя, учителя, на него влияют организация учебной деятельности, качество учебников,
питание, здоровье учащихся, их обучаемость и способности. Существуют не менее
важные стороны жизнедеятельности класса, его психологического климата, которые
почти целиком определяются руководителем.
- Организация общих коллективных дел, совместных
переживаний:
Коллективные
поздравления с днем рождения учащихся; выражение искреннего сочувствия от имени
класса в дни печальных событий, болезни, неудачи; совместные поездки-экскурсии
по памятным местам, походы; совместное посещение концертов, спектаклей;
совместное проведение праздничных дней.
2. Умение
учителя правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.
Верный сигнал
вашей доброжелательности - добрая улыбка, приветливость. К доверию располагает,
если вы не подчеркиваете разницы в социальном статусе, возрасте между собой и
учеником, высказываете свои соображения доброжелательно, в форме совета, умеете
внимательно и заинтересованно слушать учащихся.
- Учитываете
индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость,
замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
- Умейте
выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния,
возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте
«секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- Относитесь
уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы
можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные
права.
- Старайтесь
сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует
сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей,
противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению
к ним всего класса.
- критика по
форме и содержанию должна исходить из
уважительного отношения к людям. Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте
смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К
провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство.
Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать,
применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это
помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
|